Вечная религия

                                                                              Санатана Дхарма - путь к гармонии., image1
      















  В мире существует много религий. У каждой из них есть свой основатель, тот, кого мы обычно называем её родоначальником, историческим Гуру этой религии. Так, например, основоположником и Гуру христианства является Иисус Христос, ислама - Хаджрат Мохаммед, иудаизма - Моисей, Гуру сикхов - Нанак, буддистов - Будда. У всех этих религий существует место и время их создания, но когда и где появилась религия, известная как индуизм, никто сказать не может. Вот почему, исповедующие индуизм, называют эту религию Санатана Дхарма.
  Слово "Санатана" означает вечный, или находящийся вне времени. Другими словами, это религия, которая существовала до начала творения этого мира и будет существовать даже после его разрушения. При этом, из всего, что существует в мире, Верховный Господь Бхагаван - наивысшая истина, неподвластная времени. Верховный Господь, Сам создатель Санатана Дхармы и Он - обладатель всего во вселенной. Слово Бхагаван указывает на Того, Кто владеет всей славой и всеми достояниями(аишвара).
  Множество религий возникало на планете в разные исторические периоды, но все они имеют одну конечную цель - достижение божественного мира и гармонии. Под божественным миром мы подразумеваем прекращение борьбы за существование и возвращение в свой вечный дом. Таким вечным домом для нас является обитель Верховного Господа, властелина мира. Поэтому мы достигаем наивысшей цели нашей жизни тогда, когда воссоединяемся с Ним.
  О том, кто отец ребенок узнает со слов матери и мы, таким образом, все верим тому, что говорит нам мать. Точно также Веды, основные писания Санатана Дхармы, часто называют матерью. Веды, подобные нашей матери, утверждают, что Кришна - это Верховный Господь, кришнас ту бхагаван свайам. Кришна, Верховный Господь - наш Отец.
  Все другие боги и богини, которым поклоняются последователи Санатана Дхармы, также способны проявлять своё могущество потому, что Верховный Господь наделил их такими силами и способностями. Например, Господь Брахма создает вселенную по указанию Господа Кришны, находясь под влиянием материального модуса страсти (раджо-гуны). Сам Господь Кришна проявляет себя во вселенной как Вишну в настроении благости (саттва-гуны), чтобы поддерживать всё творение. Аналогичным образом, Господь Шива, покровитель тьмы и невежества (тамо-гуны), обеспечивает разрушение вселенной.
  Верховный Господь Шри Кришна - Сам является причиной созидания, поддержания и разрушения вселенной. Несмотря на различные названия и разных основоположников, источник мировых религий один - Верховная Личность, Кришна. Все мировые религии в конечном счете происходят из Санатана Дхармы, поэтому Шри Кришна Чандра - является наивысшим Гуру всех религий, Джагат Гуру.
  Буквальное значение слова "гуру" - "тяжелый". Все гуру - представители Верховного Господа. Все они, будучи основоположниками различных религиозных течений и направлений, следовали наставлениям Верховного Господа Кришны в том, чтобы помочь людям понять и достичь Его, следуя пути, соответствующему каждой отдельно взятой культуре и уровню духовного понимания людей. Другими словами, все эти гуру вели людей к их изначальной обители, домой к Богу.
  Все человеческие существа приходят в соприкосновение с верой, нормами и этикой того общества, в котором живут. Они определяют это как христианство, ислам, буддизм, вайшнавизм и прочие направления различных религиозных мировоззрений. Они любят свою религию и следуют ее заповедям, поэтому если их спросить об этом, они ответят: "Я христианин", "Я мусульманин", "Я буддист" и так далее. Как студент постепенно проходит разные ступени обучения, пока не закончит учебное заведение с университетской степенью, так и последователи разных религий постепенно идут по духовному пути, пока не достигают наивысшей цели - обители Верховного Господа. Каждую из религий можно рассматривать как класс, ступень в обучении, ведущую к высшей цели.
  Даже в Санатана Дхарме существует множество делений и направлений - шакты, смарты, шиваиты и вайшнавы. Согласно вайшнавским писаниям тот, кто следует этому особому пути, способен достичь обители своего Вечного Отца, просто воспевая Его Святые Имена.
  Изначальный Отец вселенной - Кришна. Все живые существа этого мира потерялись и блуждают так далеко от дома Отца, что совсем забыли, кто Он. Потому они рождаются в этом мире снова и снова, каждый раз принимая за отца кого-то другого. Они получают разные тела в зависимости от того, какой образ жизни вели и что делали в своей предыдущей жизни. Каждую жизнь они соприкасаются с теми, кто исповедует различные религии, и развивают свою веру в эти религии. Удача, если разум их очистится и, пройдя через многие религиозные пути, они приходят к Cанатана Дхарме. Особая удача, если они сразу принимают поклонение Господу Кришне. Постепенно они оставляют свое временное положение в материальном мире, чтобы вернутся в свой вечный дом в духовном небе.
  Верховный Господь Кришна приходит к каждому из нас в форме Гуру, отвечая на наше глубинное желание самосознания:
  йе ятха мам прападйанте
  тамс татхаива бхаджамй ахам
  мама вартманувартанте
  манус партха сарвасах
  Я отвечаю всем душам в соответствии с тем, как они обращаются ко мне. О Партха, все следуют Моему пути. (Бхагавад Гита 4.11)
  Суть этих слов Кришны в том, что каждый человек, - следует ли он пути знания, деятельности, йоги, или поклоняется другим богам и полубогам - идет по пути, ведущему к Нему. Каким бы образом, с каким бы чувством человек не шел к Господу, Господь будет являть Себя этой личности в соответствии с этим.    Духовные наставники различных религий были каждый по-своему провидцами Божественной Истины. Их осознание выражалось в словах, слова становились писаниями духовного пути, который они основывали. Слова Христа и Моисея легли в основу Библии. Коран был явлен Мухаммедом. Основное писание Санатана Дхармы - Веды, были даны Самим Верховным Господом.
  Те, кто следуют пути религии верят словам своих гуру и писаниям. Это является сутью веры, источником понимания Верховного Господа. В соответствии с писаниями Санатана Дхармы Верховный Господь существует до начала творения, Он заполняет Собой все существующее в настоящем, и после разрушения вселенной Он также будет существовать.
  Тот, кто погружен во тьму невежества и говорит, что Бога нет, напоминает мне маленького ребенка, говорящего "моя мать бесплодна". Как же он сам был рожден, в таком случае, если его мать бесплодна? Поэтому подобные заявления бессмысленны, а атеистское отрицание существования Бога абсурдно.
  Философия индуизма ясно и твердо утверждает существование Бога. Без Его милости мы не смогли бы прожить и секунды. Но мы так ослеплены богатствами и отравлены наслаждениями мира, что заявляем:"Бога нет". Мы подобны квартиросъемщикам, отрицающим существование владельца квартиры. Хозяин построил этот дом и дал нам его в аренду. Точно также Верховный Господь создал этот мир и позволил нам жить в нем в качестве временных жильцов. Как квартиросъемщики съезжают с квартиры при истечении срока аренды, так и нам придется переместиться в другое тело, после того, как это тело умрет. Наш срок аренды истекает со смертью тела.
  Различные мнения относительно духовных вопросов являются результатом нашего эго. Эго происходит из невежества и корнем невежества является предание забвению Бога и чувство обладания материальными благами и знаниями. Те, кто не принимают существования Бога, не важно насколько они учены и образованы, насколько богаты и насколько успешно удовлетворяют свои чувства - в конечном итоге все эти личности приобретают демонические качества. Существует много примеров тому в истории Санатана Дхармы. Например, Равана отрицал божественность Рамачандры каждой из своих десяти голов и каждым из своих десяти органов чувств. Он стал царем Ланки и, опьяненный гордостью, начал войну против Рамачандры.
  Аналогично Махабхарата рассказывает историю соперничества Кауравов и Пандавов, в которой также проявились эти демонические качества, когда, например, один из Кауравов, Духшасан, пытался публично надругаться над честью Драупади.
  В Сатйа-югу нам явлен пример отца Прахлады - Хираньякашипу, обладавшего несметными богатствами и властью. Он противостоял Господу и был уничтожен вследствие своего неверия. Равана был убит по этой же причине в Трета-югу. В Двапара-югу это были Кауравы и царь Камса, чьи царства были также разрушены при этом.
  Некоторые читатели этой статьи могут задать вопрос: "Если в этот век Кали все оставят свои мирские обязанности, станут культивировать духовную жизнь и поклоняться Богу, то всё творение просто развалится - не так ли? Весь мир наполнится буддистскими, индуистскими монахами и католическими священниками. Если все откажутся от выполнения своих обязанностей общество ослабнет и станет иждивенческим".
  Санатана Дхарма дает ответ и на этот вопрос. В Рамаяне, например, приводится множество примеров. Рассказывается, как Рама заботится о родителях и защищает своих подданных. Его браться Лакшман и Бхарата являют пример преданности своему старшему брату, жена Сита - своему мужу, Хануман - своему Господину. Махабхарата рассказывает о Юдхиштхире и его братьях Пандавах, преданных Кришне и являвших собой пример чести, правдивости, сострадания и справедливости. Неуклонно придерживаясь этих добродетелей, они правили своими процветающими государствами. Если мы в наши дни будем следовать этим же принципам, мы также неизбежно достигнем процветания.
  Хотя призвания каждой индивидуальной личности разные, тем не менее, у всех нас одна цель - достижение мира. Если мы игнорируем Покровителя мира и просто посвящаем себя материальным обязанностям или своей работе, думая, что мир и гармония придут к нам через материальные блага или богатства, мы обречены на падение в пучину страданий. Последствия такого отношения ясны - люди становятся все более и более эгоистичными, а потому игнорируют интересы своего общества и страны. Они забывают, что борьба за наслаждения или борьба за отречение - это не самая важная битва жизни. Истинное наслаждение мы получаем, поступаясь собственными эгоистичными интересами в пользу высшего - общества, страны, Бога.
  Настоящее сражение в жизни - найти гармоничное соотношение между наслаждением и отречением. Шрути (ведические тексты) также утверждают: мы можем наслаждаться только если наслаждение основано на отречении - тена тйактена бханджита (Ишопанишад) 2.
  В другом, важнейшем писании Санатана Дхармы "Бхагавад Гите" Сам Бхагаван Шри Кришна говорит Своему другу Арджуне, что следует не бороться с желанием наслаждения или отречения, а найти способ использовать их должны образом. Если мы сделаем это, мы сможем сделать нашу жизнь успешной.
  В заключении я хотел бы сказать, что наслаждение без отречения невозможно. Отречение же неосуществимо, если мы не найдем великую цель жизни, высший идеал, к которому мы могли бы стремиться. Тот, кто придерживается только пути отречения, погружается во тьму. Отречение может быть совершенным только через активное использование чувств. Моральная и этическая сторона жизни, основывающаяся на принципе отрешённости важна, но мораль без служения Господу сама по себе ничего не стоит.
  Девятая мантра Ишопанишад гласит:
  андхам тамах прависанти йе’видйам упасате
  тато бхуйа ива те тамо йа видйайа ратах
  Те, кто поклоняются в неведении, погружаются в тьму невежества, но те, кто привязаны к знанию, повергают себя в еще большую тьму невежества. (Ишопанишад,9) Те, кто идут по пути неведения, другими словами, принимают путь удовлетворения материальных чувств - погружаются в невежество, но те, кто привязан к пути знаний, что сравнимо с отречением, погружается в еще большее невежество.
  Так что же тогда нам делать? Санатана Дхарма примеряет этот явный конфликт следующим образом:
  йас тад ведобхайам саха - "Лишь тот, кто знает оба пути.."3 [Ишопанишад,11]
  Нам нужно соединить пути наслаждения и отречения. Согласно наставлениям Шрути, великий ачарья Вайшнавской линии Санатана Дхармы Бхактисиддханта Сарасвати Госвами постоянно использовал термин - йукта вайрагйа - "должное (правильное) отречение". Значение его в том, чтобы использовать любые материальные блага и знания в отношении и в связи с Верховным Господом.
  Мой духовный учитель и основатель Шри Гопинатх Гаудийа Матха Шрила Бхакти Прамода Пури Госвами Махарадж часто говорил своим ученикам, находящимся в отреченном укладе жизни : "Не думайте, что, став монахами, и оставив дом, родственников, семью, отца и мать, братьев и сестер, вам следует планировать как сделать тоже самое с вашим духовным учителем и Верховным Господом. Настоящее значение отречения - оставить все, чтобы служить духовному учителю и Верховному Господу".
  Если мы принимаем необходимое для жизни во имя служения Господу, мы не вовлекаемся в процесс удовлетворения чувств. Тот, кто занят удовлетворением своих чувств, привязан к материальному миру. Истинно отрекшийся тот, кто видит высшую и совершенную цель использования материальных благ. Он знает, как применить их в служении духовному учителю и Верховному Господу.
  Йукта вайрагйа - это ответ на все эти вопросы. Если все люди примут принцип йукта вайрагйи, тогда каждая вещь в мире будет использована должным образом, и тогда три вида материальных страданий исчезнут. Единственный истинный обладатель во вселенной - Верховный Господь. Если мы будем использовать блага, принадлежащие Богу в служении Ему, то все конфликты в обществе, войны, ненависть и беспорядки прекратятся. Блага мира найдут свое истинное применение. Когда Господь увидит, что мы используем Его собственность так, как это предписано, Он будет доволен. А когда Господь доволен нами, атмосфера гармонии и мира заполняет все вокруг человека, его дом, его общество. Эта гармония и есть конечная и наивысшая цель всех живых существ, кем бы они ни были и чем бы они ни занимались.
  Таким образом Санатана Дхарма являет нам, как обрести гармонию в жизни, приняв вечные отношения с Верховным Господом как слуги и господина, и достигнуть так совершенной гармонии.
  Каждая душа может достичь мира, сосредоточившись на отношениях служения господину - Верховному Господу. Религия - означает гармония. Путь к гармонии самым совершенным образом проявлен в Санатана Вайшнава Дхарме, называемой мною выше как Санатана Хинду Дхарма.
_________
Примечание
1. Санатана Дхарма - "санатана" означает вечный, "дхарма" - естественный долг и положение всех живых существ. Слово "дхарма" используется в особенности в отношении лучшего создания Верховного Господа - человека. Часто люди в Индии используют термин "Санатана Хинду Дхарма". Но слово "хинду" лишает все выражение качества "вечности". Слово "хинду" пришло от жителей Ирана, которые не могли выговорить слово "Синдху", а потому говорили "Хинду", называя так людей, живущих на берегу реки Синдху.
  В данном контексте Санатана Хинду означает тех, кто следует пути преданности Господу Кришне, Господу Вишну и их преданным.
(комментарий Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайана Махараджа)
2. аишварйасйа самаграсйа
  вирйасйа йашасах шрийах
  джнана-ваирагйайош чаива
  шаннам бхага итингана
(Вишну-пурана, 6.5.47)
Бхагаван, Верховная Личность Бога, исполнен шести достояний (бхаг): обладает силой, славой, богатством, знанием, красотой и отрешенностью. (перевод шлоки дан А.С. Бхактиведантой Свами Прабхупадой)
3. Видйам чавидйам ча йас тад ведобхайам саха
    авидйайа мритйум тиртва видйайамритам ашнуте
  Преодолеть повторяющиеся рождение и смерть и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто знает оба пути - кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания. [Ишопанишад,11]

  B.B. Bodhayan 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий