В этом мире живут лишь богатые


….бедность — погибель для человека. Ведь от бедного отворачиваются родные, друзья и жрецы, подобно тому, как птицы избегают дерева, не приносящего цветов и плодов. 
«Нет положения более бедственного, чем то, когда ни сегодня, ни завтра утром не предвидится еды». Говорят, что богатство есть высшее из установлений, что все зиждется на богатстве. В этом мире живут лишь богатые, а люди, которые лишены богатства, скорее мертвы. ...всякий должен предаваться деятельности, так как цель его может быть достигнута только благодаря сочетанию обоих условий: судьбы и собственных усилий. Еще благородные мудрецы древности постигли мыслью то, что деятельность людей совершается благодаря сочетанию усилий божественных и человеческих. Стойкость, душевное спокойствие, смирение, чистота (внешняя и внутренняя), сострадание, неупотребление грубых слов, нежелание причинять обиды друзьям — эти семь (добродетелей) считаются как бы поленьями, питающими огонь преуспеяния. Герой испытывается в минуты страха, а стойкий человек — при затруднениях материальных, друзья же и враги — во времена лишений и бедствий. Старость разрушает красоту, надежда — упорство, смерть — жизнь, зависть — соблюдение долга; гнев разрушает благосостояние, услужение неблагородным — хорошее поведение, страсть — стыдливость, а гордость уничтожает всё.
   Бессонница одолевает того, кто слаб и притеснен сильным, того, кто: потерпел неудачу в достижении своей цели, кто лишился всего достояния, того, кто похотлив, и вора.

                                    Махабхарата.
Глава 40.
 Видура сказал: К человеку добродетельному, который, по просьбе благочестивых, без всякой гордости выполняет порученное дело, не переступая за пределы своих сил, быстро приходит слава, ибо люди благочестивые, когда они довольны таким человеком, способны доставить ему счастье. Кто без предупреждения сам оставляет даже большое дело, раз оно сопряжено с беззакониями, тот живет счастливо, оставив тяготы, как змея, сбросившая свою обветшалую кожу. Неправда при достижении преимущества, вероломное поведение по отношению к царю и неискренние намерения к своему учителю - каждое из этих трех приравнивается по своей греховности к убийству брахмана. Чрезмерная зависть, смерть и хвастовство суть причины гибели благополучия. Непослушание по отношению к наставнику, поспешность и словоохотливость - это три врага науки. Откуда у стремящегося к удовольствиям могут быть знания? И у стремящегося к знаниям не может быть удовольствий. Или ищущий удовольствия должен оставить науку, или стремящийся к науке должен оставить удовольствия. Огонь никогда не удовлетворяется поленьями, сколько бы он их ни поглощал, а великий океан - реками сколько бы их ни вливалось в него. Смерть никогда не довольствуется всеми существами, но может поглощать и дальше, а прекрасноокая красавица не удовлетворяется мужчинами, сколько бы их она не имела. Надежда губит упорство, смерть губит состояние роста, гнев - благополучие, скупость губит славу, отсутствие ухода губит скот, а один разгневанный брахман, о царь, губит целое царство.


Комментариев нет:

Отправить комментарий